Праздники России

Рождественские праздники и встреча Нового года в Кёнигсберге

Больше всего кёнигсбержцы любили Рождество. В Восточной Пруссии существовал особый народный промысел — изготовление рождественских украшений из соломки, так называемых "соломенных корон", "рождественских звёзд" и "зимних пирамид". 
    Каждый магазин выставлял огромные вазы с ветками ели, украшенные ламеттой (золотым или серебрянным «дождём»). На Альтштадском рынке ежегодно стояла елка, которая достигала третьего этажа.
    Подготовка к главному празднику начиналась (впрочем, так происходит и сегодня) аж за четыре недели до Рождества! 
    Для обозначения старта существует такое понятие, как «адвент» — четыре воскресенья, предшествующих 24 декабря. Для начала из еловых лап изготавливается венок «адвенткранц», на котором устанавливаются четыре свечки. Каждое последующее воскресенье зажигается по одной новой.
    Особую радость детям доставляет «адвенткалендер», помогающий им дождаться волшебной ночи. Это может быть достаточно хитроумное устройство с 24 дверками, за каждой из которых скрываются маленькие сладости. Но есть и упрощенный вариант: веревка с развешанными на ней 24 декоративными носочками, в которые положено такое же угощение. Каждый день детям разрешено открывать по одной дверце или залезать в один носок. Очередь последней (или последнего) наступает 24 декабря.
    Опять-таки задолго до Сочельника в Кёнигсберге на Мюнценплатц (теперь это часть Центральной площади города, прямо напротив вечно строящегося Дома Советов) устанавливали «дерево для всех» — большую ель, украшенную гирляндами с электрическими лампочками. Рядом, на Юнкерштрассе (район гостиницы «Калининград»), также развешивались гирлянды из елочных веток, переливающиеся разноцветными огнями. 
    Иногда щедрость отцов города простиралась до того, что иллюминировался весь Форштадт – ныне Ленинский проспект от Эстакадного моста до перекрестка с ул. Багратиона.
    Каждый крупный магазин (тем более фирменный) считал своим долгом поднять своим клиентам предрождественское настроение.
    1 января в Кёнигсберг приходил особый день, который посвящался празднику Длинной колбасы. Массовые гуляния и праздники пришли в старый город после 1525 года, когда был распущен Тевтонский орден, и с нашего края спал жёсткий церковный надзор. Но праздник Длинной колбасы дал свое начало раньше, в 1520 году, и стал одним из самых любимых в народе, хотя больше был ремесленным, чем общегородским.
    Смысл был в том, что 1 января кёнигсбержские мясники «всем миром» изготавливали такую длинную колбасу, какую только могли, и потом несли её на своих мощных плечах по улицам города. Данная процессия привлекала большое количество народа и зевак, так как в те времена маловато было подобных дней в году, и что-то необычное было увидеть сложно, а тут такое зрелище! 
    Вот как это радостное событие в городской жизни описывает известнейший историк Кёнигсберга Фритц Гаузе: «Праздник длинной колбасы» проводился восемь раз, наиболее весёлым он был на Новый 1601 год. Если в 1520 г. колбаса имела длину лишь в 41 локоть (примерно 20 м – К.В.), то в 1601 г. она достигла невероятных размеров – 1005 локтей (с полкилометра). Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов перца. 103 подмастерья в праздничной одежде несли на плечах колбасу весом в 885 фунтов. 
    Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы, длиной в 130 локтей, передали в качестве новогоднего подношения земельному правителю (герцогу). Далее колонна направилась к бургомистрам трёх городов. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте, где мясники и пекари вместе съели значительный остаток колбасы и много другой еды» (Гаузе Фр., 1994, с. 87).

    Колбасное шествие начиналось на острове Кнайпхоф (ныне по недоразумению именуемого «островом Канта»), где располагались роскошные дома цехового руководства. Прошествовав по главной улице островного города (до 1724 г. Кёнигсберг составляли три торгово-ремесленных города), именовавшейся Кнайпхофше Ланг-Гассе (нем. «Кнайпхоповская Длинная Улица»). Выйдя из пределов Кнайпхофа через знаменитые Зелёные ворота (там ныне располагается ступенчатый подъём на эстакадный мост), мастера и подмастерья направлялись в Замок Кёнигсберг, где и слагали плод своего труда – длиннейшую колбасу – к ногам повелителя Прусского государства или же его местоблюстителю. 
    Далее следовала дегустация, которую в замковом дворе осуществляли представители кёнигсбержской дворянской и торговой знати. Наконец, праздник завершался в Лёбенихте, самом «народном» городе старого Кёнигсберга, доеданием колбасы и широким гулянием самих «виновников» праздника – мясников и колбасников. Подобная схема праздника на самом деле является не столько (точнее – не сколько) рекламой кёнигсбергских колбасных изделий (хотя не без того!), а отголоском тех жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами в начале I тысячелетия н.э.
    Прежде всего, на культовые истоки «Праздника длинной колбасы» указывает продукт, лежавший в основе этого торжества – свинина. Мясо свиньи являлось для кельтов и германцев священным. По-видимому, это стало следствием первичной доместикации именно свиньи, осуществлённой индоевропейцами ещё в эпоху неолита. «Салическая Правда», ставшая подлинным сводом законов (обычное право — jus vulgaris) для франков Меровингского времени, предполагала наказание за кражу предназначенных к жертвоприношению кабанов и свиней. 
    Традиционным для многих германцев временем этого жертвоприношения был февраль, именовавшийся sporkelmonat (нижнегерманское диалектное «поросячий месяц»). Англы и саксы, в свою очередь, жертвовали богам скот в ноябре (Дряхлов В.Н., 1999, с. 67, 68). Можно полагать, что основное жертвенное животное – кабан и связанные с ним продукты (мясо и жертвенная кровь, помещённые в кишки и превращённые в колбасу как продукт долгого хранения) приносились в жертву главам германского пантеона – Водану и Донару (позднее – Одину и Тору). Показательно, что в холодную пору года, время, самой природой предназначенное для потребления продуктов долгого хранения, приходится кёнигсбергский «Праздник длинной колбасы».
    У «колбасной» колонны был и особый смысл, ведь города не сильно ладили друг с другом, но раз в году все распри между Альтштадтом, Лебенихтом и Кнайпхофом прекращались. 
    Кстати, пекари тоже не отставали от мясников и выпекали большую булку с изюмом, и, дождавшись колонну с колбасой, пекари и мясники объединялись, а затем вместе с горожанами съедали огромные лакомства, запивая все это вкуснейшим пивом.

    Новый год кёнигсбержцы встречали в весёлой компании. Эта традиция поддерживалась почти 300 лет. Ещё с 1650 года. Музыканты Кёнигсбергского замка и города Кёнигсберга сводились в один большой оркестр. Он шествовал по улицам города и исполнял различные хоралы, из которых наиболее популярным был «С высот небес». И горожане, да и сами оркестранты получали от этого зрелища неописуемое удовольствие. Все витрины магазинов были красиво украшены, а Текстильхаус ( «Вестер» на Ленинском проспекте), который принадлежал братьям Зиберт был ещё украшен рисунками — сказками, от которых дети не могли оторваться.
    Горожане умели отдыхать и веселиться, проводя время на коньках, санках и в компании добродушных друзей. А главным городским катком в эту пору являлся замерзший Замковый пруд, нынешнее Нижнее озеро. 
источник: http://droband1975.livejournal.com/183661.html
#Preußischer_Kulturbesitz #Königsberg #Ostpreußen #Кёнигсберг#Прусское_Наследие 
#Восточная_Пруссия

Проектный инкубатор 2015

Объявлен очередной набор в Проектный инкубатор 2015 - дистанционный курс Intel® "Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века", в котором разрабатываются учебные и внеучебные сетевые проекты. Инкубатор организует и проводит обучающая площадка МАОУ ДПО ИПК (команда тьюторов под руководством координатора Елены Востриковой). По итогам проектного инкубатора прошлого года были разработаны и проводятся в этом учебном году более 20 сетевых проектов. 

 

Проектный инкубатор 2015  начнет свою работу 9 января 2015. Приглашаются все желающие попробовать свои силы в этом не простом, но увлекательном творческом марафоне.

 

Данная анкета - заявка на участие.

Заявки принимаются до 31 декабря 2014 года!